Рекомендации по организации работы с
родителями.
1) Способность к общению - профессиональное качество педагога.
Педагог должен иметь
высокую психологическую культуру: уметь общаться, вести беседу, слушать и понимать собеседника, взаимодействовать и воздействовать. Во всех этих
ситуациях ему необходимо вести себя психологически грамотно.
2) Не отталкивайте, а привлекайте к сотрудничеству.
Нередко педагог видит
в родителях людей, изначально стоящих
к нему в некоторой оппозиции. Стараясь заранее предварить их возможные возражения, он начинает поучать, упрекать. Так вести разговор нельзя - вы только
оттолкнёте собеседника. Постарайтесь понять чувства отца и матери
воспитанника, более того - найдите в них
опору, продумывая, выстраивая совместные действия.
3) Развивайте в себе стремление кровной позиции с родителями.
Воспитание ребёнка
основывается на совместных усилиях детского сада и семьи. Объединить усилия
педагога и членов семьи можно
только при взаимном и уважительном признании ими
позиционного равенства друг друга. Первый шаг в этом направлении должен сделать педагог, поскольку это
находится в рамках его компетенции,
показывает его профессионализм.
4) Людям нравится ощущать собственное значение.
Один из лучших
способов привлечения родителей к сотрудничеству - подчёркивание его значения в
этом процессе. Объясните
отцу или матери их реальную роль в воспитании и развитии ребёнка.
В каком-то случае
покажите несостоятельность их ориентации только на профессиональную карьеру. В
другом - постарайтесь разрушить внутренний эгоцентризм родителя, его сфокусированность только на своих проблемах.
В-третьем - укрепить уверенность отца или матери в самом себе, в том, что он,
безусловно, может быть и терпеливым, и
настойчивым, что он может наладить
жизнь своего сына или дочери.
5) Покажите родителю свою любовь по отношению к его ребёнку.
Психологический
контакт с родителями возникает сразу же, как только педагог покажет, что он видит
положительные стороны в
характере ребёнка, симпатизирует ему. Когда отец или мать видят дружелюбные глаза педагога и чувствуют, что педагог
тоже заботится о благополучии ребёнка, психологическая защита становится
ненужной. Тут уже можно переходить к сотрудничеству.
6) Ищите новые формы сотрудничества с родителями.
Например, вы можете
предложить одному из родителей провести родительское собрание и рассказать,
какие проблемы он испытывает в воспитании ребёнка, каким образом пытается их разрешить. Пусть эти
проблемы обсудят родители. Чрезвычайно поучительным было бы также выступление
родителя, у которого были сложности во взаимоотношениях с собственным ребёнком,
но который сумел их
преодолеть. Дайте возможность такому родителю открыто поделиться своим опытом в воспитании сына
или дочери.
7) Не стремитесь, во что бы то ни стало отстоять
собственную позицию.
Часто бывает так, что
каждый собеседник стремится только к тому, чтобы отстоять своё собственное
мнение. Успешной можно назвать беседу не тогда, когда педагог докажет, что прав, а тогда, когда он
сумеет привлечь родителей к активному участию в воспитании ребёнка.
8) Обсуждайте проблему, а не личные качества
ребёнка.
Сформулируйте перед
родителями ваши наблюдения по поводу ребёнка, обсудите с родителями, как ему
помочь. Продумайте с родителями возможности совместной работы. При этом очень важно, чтобы
родители чувствовали вашу уверенность в том, что проблема может быть решена.
9) Учитывайте личные интересы родителей.
Очень часто в беседе
с родителями педагог требует, чтобы они резко активизировали своё участие в
воспитании ребёнка. Например, он советует, чтобы мать ушла с работы или
перешла на
полставки и целиком посвятила себя воспитанию ребёнка. Или предлагается,
чтобы отец забросил все свои увлечения и занялся только ребёнком. Вряд ли можно всерьёз надеяться на то, что родители, длительное время занимавшиеся
собственными делами, после беседы с педагогом мгновенно изменят стиль своей
жизни. Часто они искренне этого хотят, но считают, что время потеряно и у них
ничего не получится.
Гораздо лучше, если педагог признает права
родителей на интересную и содержательную жизнь, но предложит привлечь к своим
занятиям ребёнка. Вообще посоветуйте родителям вместе с детьми заниматься
домашними и хозяйственными делами.
10) Мы вместе против проблемы, а не против
друг друга.
Можно утверждать, что ваша беседа с
родителями пойдёт более успешно, если, во-первых, вам удалось избежать противоречия
и конфронтации. Во-вторых,
если вы смогли удержаться сами и удержали родителей от упреков и обвинений.
В-третьих, если вы удачно сформулировали проблему воспитания и родители поняли и приняли вашу
формулировку. И, в-четвертых, если вы обсудили ваши совместные действия.