Сказкотерапия как
воспитательная система
Сказкотерапия – это лечение
сказками, это открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный
момент психотерапевтическими.
Сказкотерапия – это процесс
образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это
процесс переноса сказочных смыслов в реальность.
Сказкотерапия – процесс
активизации ресурсов, потенциала
личности.
Сказкотерапия – процесс
экологического образования и воспитания ребенка.
Этапы в сказкотерапии:
1 этап: устное народное творчество (длится до 11 – 14 лет), в этот
период накапливается доверие к миру и веры в свои силы.
2 этап: собирание и исследование сказок и мифов. (К.-Г Юнгана, М.Л.
фон Франц, Б. Беттельхейма...), ребенок самостоятельно принимает решения.
3 этап: психотехнический. («Сочини сказку»), ребенок ищет свое место
в жизни: «я такой, какой я есть», «я совершаю свой жизненный путь, который я
для себя выбрал», «я несу ответственность за свои действия и за то, что
происходит со мной».
4 этап: интегративный. (Комплексная концепция), ребенок борется со
злом. Оказывается в роли сказочного героя.
Виды сказок:
- Дидактические (в
форме учебного задания)
- Медитативные (для
снятия психоэмоционального напряжения), дети рисуют, сочиняют, играют,
слушают звуки природы, лежат на ковре и мечтают – воображают – "колдуют”.
- Психотерапевтические (для
лечения души, с образом главного героя «Я», доброго волшебника), дети
рисуют иллюстрации, изготавливают кукол и ставят спектакли.
- Психокоррекционные (для
мягкого влияния на поведение ребенка), читаем проблемную сказку не
обсуждая, даем возможность побыть ребенку наедине с самим собой и
подумать.
- Художественные (авторские
истории, мудрые древние сказки)
- народные (с идеями
добра и зла, мира, терпения, стремления к лучшему)
- сказки о животных;
- бытовые сказки;
- страшные сказки;
- волшебные сказки.
Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о взаимодействии людей и
животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко
перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.
Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими
персонажами: принцами, царевнами, солдатами…
Чем старше становится ребенок. Тем с большим удовольствием он читает истории
и сказки про людей, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как
человек познает Мир.
Примерно в 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.
В подростковом возрасте могут быть интересны сказки-притчи и бытовые сказки.
Сказки-страшилки и сказки про нечисть
могут быть полезны при работе над детскими страхами.
Употребление стереотипных выражений, помогающих ребенку
- Рассказывание новой или
известной сказки от 3-го лица. Рассказывает взрослый. В этом случае важны
авторские умения и навыки. Рассказывая сказку, важно перед своим мысленным
взором выстроить образный ряд повествования. "Вжиться” в героев сказки и
передать их интонации; вовремя делать паузы и смысловые акценты.
- Групповое рассказывание
сказок. В этом случае рассказчиком является группа детей (или взрослых,
или подростков).
- Рассказывание известной
всей группе сказки. Каждый участник группы по очереди рассказывает
маленький кусочек сказки. Повествование разбивается на отрывки
произвольно, в зависимости от того, какую часть рассказа берет на себя
предыдущий рассказчик. Если рассказывание проводится в детской группе,
ведущий может участвовать в рассказывании.
- Рассказывание известной
сказки и придумывание к ней продолжения. После того как сказка рассказана,
участники группы придумывают к ней продолжение, причем последний
рассказчик должен закончить сказку.
- Групповое придумывание
сказки. Кто-то начинает говорить первую фразу, а следующий участник группы
присоединяется к сказочной фразе одну или две.
- Рассказывание сказки от
первого лица и от имени различных персонажей сказки. Участники группы выбирают
сказку, которую они собираются рассказывать, и распределяют персонажи
сказки между собой.